При недостаточном кровоснабжении головного мозга могут наступить неблагоприятные последствия. Одним из самых распространенных является задержка психофизического, и как следствие речевого развития.
Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи, бедности словарного запаса, трудностях в овладении грамматикой.
Задержка речи может быть как единственным проявлением дизонтогенеза (при нормальном становлении остальных функций), так и являться частью сложного дефекта (совместно с нарушениями в других сферах).
Несмотря на то, что задержка может выражаться лишь в нарушении темпа речевого развития, и выглядеть как запоздалое освоение ребенком речи, тем не менее, если не начать коррекционную работу вовремя, к 4-м годам диагноз «ЗРР» может переквалифицироваться в более серьезное нарушение. Отставание от возрастной нормы формирования речи в раннем возрасте приводит к неправильному формированию речевой функции в будущем, одни нарушения тянут за собой другие, более грубые расстройства. Необходимость и целесообразность начала ранней коррекционной работы связана с пластичностью детского мозга и способностью к компенсации. Раннее вмешательство позволит достичь максимально возможного уровня развития для каждого ребенка.
Поэтому первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего ребенка проблемы с речью, — это провести комплексное обследование у детского логопеда, невролога, психиатра и нейропсихолога.