Статьи

Синдром встряхнутого ребенка

Синдром встряхнутого ребенка («shaken baby» syndrome — SBS) — это вид черепно-мозговой травмы, полученной в результате резких интенсивных колебаний тела младенца (тряски).

Страдают преимущественно дети первого года жизни, когда размеры тела ребенка позволяют его легко поднять. Чаще всего это неслучайная (умышленная) травма, разновидность жестокого обращения с детьми. Причиной становится гнев, агрессия родителей в ответ на выраженное беспокойство, крик ребенка.

По данным исследований, причастными к нанесению травм чаще оказываются отцы и отчимы малыша, реже няни и матери. Но возможно и случайное получение такого повреждения, например, при ДТП, и даже во время игры с ребенком (при его подбрасывании высоко вверх).

При таком воздействии сильное встряхивание приводит к ротации (повороту) головного мозга внутри черепа, в результате чего, кроме непосредственно сдвиговых повреждений, происходит натягивание и разрыв нервных волокон, повреждение сосудов головного мозга с возникновением кровоизлияний, развитие отека мозга. Кроме того, возникает и «хлыстовая» травма (резкое переразгибание шеи с последующим ее сгибанием), приводящая к многократному подвывиху шейных позвонков и повреждению и спинного мозга, а также ствола головного мозга, где находятся в том числе дыхательный и сосудодвигательный центры. У младенцев это имеет особое значение в связи со слабыми мышцами шеи и большим размером головы относительно туловища. При этом грубое изолированное встряхивание ребенка или тряска в сочетании с ударом о мягкую поверхность не оставляют внешних следов и факт избиения часто скрывается родителями. Это приводит к сложному диагностическому поиску причины тяжелого состояния ребенка: врачам приходится исключать энцефалит, инсульт, отравление, метаболические нарушения (например, диабетическую кому) и др. Сочетание встряхивания с ударом головой о твердую поверхность приводит к переломам черепа и сотрясениям в дополнение к ротационным повреждениям мозга. Тогда клинические проявления ударной травмы позволяют быстрее установить причину имеющейся симптоматики.

Начальные проявления SBS обычно неспецифичны. В первую очередь нарушается общее самочувствие малыша, он отказывается от еды, может быть рвота, появляется повышенная возбудимость, которая может смениться внезапной вялостью, заторможенностью (это угрожающий признак). У некоторых детей возникает нарушение дыхания — оно становится учащенным, поверхностным, иногда хрипящим или, напротив, происходит его остановка и удушье. Появляется тахикардия (учащенное сердцебиение), снижение артериального давления, бледность и цианоз кожных покровов, похолодание конечностей. Могут развиваться приступы судорог, угнетение сознания до комы. Характерным для SBS являются кровоизлияния в сетчатку глаз (до 80% случаев), которые носят массивный характер, затрагивая множество слоев и распространяясь до ее периферических отделов.

Диагностика SBS основана прежде всего на клинических проявлениях. При поступлении в стационар ребенка осматривает педиатр, оценивает витальные функции (частоту дыхания, сердечных сокращений, артериальное давление), определяет показания к реанимационным мероприятиям, искусственной вентиляции легких.

Невролог при осмотре выявляет степень выраженности неврологических нарушений (глубину комы, наличие параличей, эпилептических приступов, признаков повышения внутричерепного давления — выбухание большого родничка, увеличение окружности головы). Ребенок обязательно осматривается офтальмологом (выявляются ретинальные кровоизлияния, отек диска зрительного нерва), травматологом (исключаются и другие признаки умышленной травмы — переломы ребер, костей конечностей и др), по показаниям — инфекционистом, эндокринологом и другими специалистами. Ребенку проводится КТ или МРТ головного мозга и шейного отдела спинного мозга для уточнения степени выраженности повреждений, наличия внутримозговых и субдуральных кровоизлияний, нарушений ликвородинамики. При подозрении на наличие «дополнительных» переломов проводится рентгенография грудной клетки, конечностей. Лечение назначается в зависимости от имеющихся симптомов. В первую очередь это проведение неотложных мероприятий, стабилизация жизненно важных функций (дыхания, кровообращения), снятие отека мозга, нейрометаболическая терапия. В случае развития эпилептических приступов назначается противосудорожная терапия. При наличии обширных внутричерепных гематом со смещением вещества мозга может потребоваться оперативное лечение, которое выполняют нейрохирурги.

В отдаленном периоде проводится массаж, лечебная физкультура, физиотерапия для восстановления двигательных функций, по мере взросления ребенка при необходимости подключаются логопед, дефектолог, психолог.

Общий прогноз при синдроме встряхнутого ребенка, даже при рано начатом и адекватном лечении, неутешительный. Порядка 25% детей умирают, у 80% выживших сохраняются стойкие неврологические нарушения (паралич, умственная отсталость, эпилепсия, слепота) и только около 20% оставшихся в живых малышей выздоравливают без последствий.

Поэтому особенно важно проводить мероприятия, направленные на снижение риска подобной травматизации ребенка. Для этого необходимо рассказывать молодым родителям о недопустимости грубого встряхивания младенца, неосторожного обращения с ним, объясняя механизм возникновения травмы и все возможные последствия. Кроме того, родители должны понимать необходимость использования автолюльки при езде в транспорте, для этого правила не должно быть исключений. И самое главное — всем членам семьи нужно помнить, что самыми трудными для родителей являются первые месяцы жизни ребенка, когда они вынуждены полностью изменить график жизни, столкнуться с постоянным недосыпом, давлением со стороны родственников, а, возможно, и с эмоциональным выгоранием и депрессией. Иногда с этим сложно справиться самостоятельно и может потребоваться помощь психолога или медикаментозное лечение. Особенно в помощи нуждается мама младенца, которой надо давать отдыхать, распределяя между остальными членами семьи обязанности по уходу за малышом. Если ребенок плачет продолжительное время, его не получается успокоить обычными способами (белый шум, соска, качание, пеленание), необходимо убедиться, что ребенок не голоден, не нужно менять подгузник, малыш не болен, температура его тела нормальная. Попробуйте покатать ребенка в коляске или взять на руки, прижать к себе, дыша при этом ровно и спокойно. Иногда помогает купание в теплой ванне. Если эффекта нет, попробуйте оставить ребенка в кроватке, закрыть дверь и 10 минут понаблюдать за его поведением.

Особое внимание необходимо уделять эмоциональному состоянию мамы, ведь если она встревожена или расстроена (даже по причинам, никак не связанным с ребенком), малышу не нужно это объяснять, он понимает маму без слов. А свои эмоции и переживания он умеет выражать только одним способом. Поэтому зачастую мы видим, что при нормализации психологического состояния мамы, ее внутреннем спокойствии, успокаивается и ребенок.