Статьи

Задержка психофизического развития

Задержка развития - вариант нарушенного развития ребенка, к которому относятся разные по причинам, механизму развития, клиническим проявлениям и прогнозу психические и физические отклонения в развитии.

Причины задержки развития можно выделить в две большие группы: биологические и психосоциальные, которые в большинстве случаев влияют совместно.
Биологические факторы - это разнообразные негативные влияния в период беременности, родов и раннего развития. Это и болезни матери, осложнения во время беременности и родов, черепно-мозговые травмы. Такие влияние встречаются у более чем 2/3 всех детей с задержкой развития. В особую группу выделяют детей с наследственными (генетическими) заболеваниями.

Из психосоциальных факторов ведущее место занимает скудность сенсорных и социальных стимулов (мало игр, недостаточно общения), депрессия и тревога у матери, жестокое обращение с ребенком, негативный психологический стимул семьи.
Клинические проявления также разнообразны, как и причины.
Признаки замедления темпа развития ребенка часто видны уже в раннем возрасте и касаются почти всех сфер. Проявления зависят от возраста. У детей младшей возрастной группы наблюдаются простейшие неврозоподобные реакции (тики, энурез, заикания), повышенная возбудимость и гиперактивность, речевые нарушения, истерики. Насторожить должно и то, что ребенок медленнее чем сверстники осваивает новые навыки.
У старших детей задержка развития проявляется в виде тревожных и депрессивных состояний, истерики, признаки истощения нервной системы с вегетативными проявлениями.

Единых принципов диагностики и лечения задержек развития не существует, хотя и существует очень много попыток и предложений по систематизации этих нарушений. Важную роль играет видео-ЭЭГ мониторинг, позволяющий оценить нарушения в работе головного мозга, УЗИ сосудов головы и шеи дает представления об уровне кровоснабжения головного мозга. В некоторых случаях требуется МРТ или КТ головного мозга и исследование гормонального статуса.

Восстановления ребенка с задержкой развития – это кропотливая системная работа неврологов, реабилитологов, нейропсихологов и логопедов. До года-двух лет, пока мозг ребенка обладает максимальными резервами, самый продуктивный период для восстановления. Если у вас возникают сомнения и опасения, что с ребенком что-то не в порядке, лучше перестраховаться и удостовериться, что ребенок развивается без отклонений.