Статьи

СДВГ

Что подразумевается под гиперактивностью? Этот термин в медицине появился недавно или был всегда?
Гиперактивность как медицинская проблема в рамках гиперкинетического расстройства поведения и СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания) — это комплекс нарушений поведения и эмоций, которые появляются в детском возрасте и характеризуются сочетанием чрезмерно активного поведения с выраженной невнимательностью и значительными трудностями в выполнении поставленных задач.

Считается, что термин этот действительно «новый» по меркам медицины, однако первые упоминания данной проблемы относятся аж к 17−18 векам, когда было описано поведение учеников, неспособных концентрировать внимание на уроках и находившихся в возбужденном состоянии.
(Философ Джон Локк описал группу студентов, которые «стараются как могут, но не в силах сосредоточить разум, витающий в облаках»)

Но долгое время особенности в поведении таких детей считались дефектом воспитания, нравственного контроля за поведением.
И только в 50х годах прошлого века данная проблема начинает прицельно изучаться, а систематизация симптомов, выделение основных диагностических критериев и разновидностей гиперкинетического расстройства происходит только в 90е годы 20 века.

Как отличить активного ребенка от гиперактивного?
Надо сказать, что клинические проявления СДВГ неспецифичны и признаки гиперактивности могут быть у абсолютно здорового ребенка на разных этапах его нервно-психического развития.
И поэтому диагноз СДВГ правомерен только после достижения 5−6 летнего возраста, ведь именно к этому возрасту у большинства детей формируется способность контролировать свое поведение в обществе.
У детей с синдромом гиперактивности задерживается созревание определенных структур мозга, что делает такой контроль невозможным и в итоге приводит к нарушению социализации.
Основными проблемами у детей с СДВГ и, соответственно, главным их отличием от просто подвижных детей, являются:
— наличие трудностей в обучении, несмотря на достаточно высокий интеллект, нарушение восприятия информации и формирования новых навыков
— отсутствие взаимопонимания в семье вследствие недисциплинированности, непослушания и упрямства
— эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, иногда даже агрессивность

Очевидно, что все описанные симптомы могут периодически проявляться у большинства здоровых детей, но у ребенка с СДВГ они носят стойкий, систематический характер, возникают в любом окружении и создают серьезные проблемы в обучении и социальных взаимоотношениях. То есть разница между чертами характера и клиническими симптомами в их интенсивности, степени нарушения существования в обществе.

Поэтому есть определенные критерии СДВГ, которые можно разделить на две группы: невнимательность, гиперактивность+импульсивность. И постановка диагноза СДВГ возможна только при наличии у ребенка определенного количества симптомов, а не отдельных проявлений, которые возникают при различных обстоятельствах и сохраняются на протяжении не менее 6 месяцев.
То есть, если ребенок рядом с мамой неуправляем, а в детском саду с воспитателями прилежен, то это не СДВГ.


Какие особенности есть у гиперактивных детей?
Таким образом, в целом, для детей с СДВГ характерно:

— неспособность внимательно следить за деталями и допущение «глупых» ошибок, как во время занятий, так и в играх
— сложности в организации собственной деятельности
— неспособность завершать начатое действие
— легкая отвлекаемость на посторонние стимулы, частая мсена одного вида деятельности на другой
— забывчивость
— часто создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят, летает в облаках.

Такие дети часто
— беспокойно дергают руками, ерзают на месте,
— могут убегать куда-то, когда это неуместно
— избыточно шумны в играх
— выпаливают ответы еще до завершения вопроса
— вмешиваются в разговоры других людей, избыточно много разговаривают

И еще раз надо подчеркнуть, что подобные нарушение внимания и гиперактивность, проявляются более, чем в одной обстановке (то есть в разных ситуациях)

И в зависимости от преобладания тех или иных симптомов выделяют разные типы СДВГ:
— с преобладанием невнимательности
— с преобладанием гиперактивности
— комбинированный тип

Почему возникает гиперактивность? Каковы ее причины?
Теорий достаточно много.
Некоторые до сих пор считают, что Синдром гиперактивности — это последствия неправильного воспитания детей, эмоциональные сложности в отношении с родителями.
Есть «пищевая» теория, сторонники ее считают СДВГ последствием неправильного питания и главным образом употребления большого количества сахара, продуктов содержащих большое количество консервантов, красителей, солей тяжелых металлов.
Некоторые считают непосредственной причиной перинатальные факторы (гипоксию в родах, недоношенность, внутриутробные инфекции и т. д.).

Но все это не имеет под особой доказательной базы и большинство специалистов сходятся во мнении, что основную роль играют генетические факторы, приводящие особенному функционированию нервной системы, темпам созревания головного мозга, вследствие некоторого перераспределения нейротрансмиттеров (то есть веществ, посредством которых осуществляется передача нервных импульсов между нейронами, основные из которых в патогенезе СДВГ дофамин и норадреналин) в структурах головного мозга.
А остальные факторы, если и играют роль, то в виде провоцирующих факторов, способствующих реализации генетической предрасположенности.

Нужно ли лечить гиперактивность или со временем пройдет?
В этом вопросе важно понимать, что СДВГ скорее можно отнести к особенностям развития ребенка, особенным темпам созревания его нервной системы, чем к болезни в привычном понимании этого слова. Поэтому не нужно ждать «волшебной» таблетки.
Лечение СДВГ — это совместная продолжительная работа родителей, учителей, врачей, психологов. Здесь крайне важны поведенческие мероприятия, причем как в школе, так и дома, они должны быть постоянными. Основная их цель — правильная организация работы, точная формулировка заданий, упрощение, сокращение и систематизация информации.
В идеале — создание индивидуальных программ обучения, но в нашей стране это пока недоступно.
Обязательно подключить занятия с психологом.
Существует мнение, что необходима диета с ограничением сахара, сладких напитков, копченостей, но достаточной доказательной базы этого нет.
Лекарственная терапия в случаях установленного согласно критериям диагноза СДВГ в большинстве случаев показана. Здесь есть разные схемы в зависимости от типа СДВГ и выбор схемы осуществляет врач в зависимости от основных клинических проявлений.
Главные направления терапии это коррекция чрезмерной двигательной активности (мягкие нейролептики), коррекция дефицита внимания (психостимуляторы — атомоксетин) и общая терапия, направленная на ускорение созревания головного мозга и формирования межнейронных связей (ноотропы, витамины гр. В).
Но, еще раз повторю, что выбор тактики лечения зависит от типа расстройства.

И не надо забывать, что пик проявлений СДВГ приходится на дошкольный и младший школьный возраст, а к 12−16 годам проявления значительно сглаживаются и гиперактивные дети могут ничем не отличаться от сверстников, а их подвижность укладывается в норму. Но при этом зачастую в подростковом и взрослом возрасте сохраняются невнимательность, отсутствие настойчивости в выполнении задач и т. д. Как крайняя степень выраженности — «Человек рассеянный» Маршака.
То есть часто СДВГ остается, но меняется его характер.

Какие рекомендации вы можете дать родителям?
Первый совет родителям — активно поощряйте любые успехи ребенка, а на ошибки старайтесь лишь коротко указывать. Но при этом не надо скрывать свои чувства и если вы в ярости или в отчаянии — скажите об этом, но если ребенок вас порадовал, то радуйтесь от души.

Всегда отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Да, гиперактивный ребенок может быть абсолютно несносным, но вы должны видеть за этим его достоинства: общительность, щедрость, легкость на подъем, отходчивость, неистощимый оптимизм.

Предоставьте ребенку возможность для реализации его физической активности. Сделайте дома спортивный уголок, посещайте детские площадки, ходите в спортивные секции. Но основное условие — желание ребенка туда ходить!

До определенного момента помогайте ребенку планировать действия и оценивать совершенные поступки.

Никогда не присоединяйтесь к публичной оценке вашего ребенка, даже если вы по сути с ней согласны. Пока ребенок знает, что кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, у него сохраняется стимул к самовоспитанию.

И самое главное — любите своего ребенка, и не просто любите, но и давайте ему это почувствовать. Это несомненно позволит ему преодолеть любые трудности и достичь в жизни успеха.